История бани
История бани восходит до времен самых древних обитателей земли: египтян, индусов, персов, греков и других народов, где и теряется ее начало. Предания гласят, что пророк Моисей распространил бани в среди народа, а Магомет возвел бани и ежедневные омовения в степень религиозного догмата и утвердил их постоянное процветание. У восточных народов, любовь к бане жива и по сей день.
Уже в древних храмах Египта, Индии и Греции устраивались специальные термы для отдыха их служителей после завершения ритуальных церемоний. При Мемфисском храме была устроена великолепная баня, где вода, пар и ароматы в изобилии предоставлялись ее посетителям. Со временем восточная баня из Азии распространилась в Грецию. Это происходило после троянской войны, однако древние обитатели Греции лаконцы, ставшие большими приверженцами бань, приписывали их изобретение себе. Таким образом у эллинов бани получили название лаконикон. Бани общественного назначения устраивались, как правило, при гимназических заведениях и гимназических садах, а частные бани становились принадлежностью жилых домов. Бани стали возникать как учреждения для проведения людьми санитарно-гигиенических процедур. Даже в древности понимали, что между чистотой тела и состоянием здоровья человека имеется непосредственная связь. Древние религии требовали очищения тела перед проведением разного рода обрядов, а во многих странах традиционен гигиенический обычай омовения рук перед трапезой. До наших дней дошло древнеиндийское изречение: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи, внимание красивых женщин».
Древние греки поклонялись богине чистоты Гигии. В Греции издавались законы, обязывающие граждан регулярно ходить в баню. Родоначальник медицины Гиппократ рекомендовал водную и парную бани в качестве естественного средства терапии.
В то время для мытья использовались различные вещества — мелкий песок, древесная зола, особая очистительная глина, корни растений, сода. Однако уже в Риме стало известно жидкое мыло. В одном только Риме насчитывалось до 800 терм - общественных бань, которые являлись также спортивными, общественными, культурными и увеселительными учреждениями. Термы играли роль клубов, в которых сосредоточивалась общественная жизнь и где граждане проводили свой досуг. Термы по своим размерам напоминали города. При них были сады, библиотеки и стадионы для различных игр. Термы Каракаллы занимали площадь 12 га и вмещали 2500 чел., еще вместительнее были термы Диоклетиана, рассчитанные на 3500 чел. В завоеванные страны римляне несли античную культуру, и конечно они там строили термы. Благодаря этому на Ближнем востоке термы получили большое распространение конечно несколько видоизменившись и называться стали термами, до нас дошло и вторе название - турецкая баня. Пол в таких банях подогревается снизу горячим воздухом, нагретым в печи, затем его поливают горячей водой, в результате чего образуется пар. По свидетельству различных компетентных лиц, в условиях жаркого климата восточных стран частые омовения спасают людей от многих болезней.
Римская баня однако претерпела изменения в различных странах мира, так например, римско-ирландские бани. Более умеренные температуры 50—60*С создаются чисто воздухом, так как воду в печь не поддают. Горячий воздух здесь идет от печи под пол и по стенам по специальным трубам. Банные процедуры в них ведутся ступенями: первое помещение — подготовительное, второе — для первого разогрева и, наконец, третье — парильное, в которое через дырчатый пол подается горячий воздух. Отличие данной бани от обычной римской заключается в наличии вентиляции - специальной трубы для сброса отработанного воздуха.
После гибели Римской империи еще долго культура Рима бы основной и поэтому римские бани еще долго пользовались спросом в Европе. Но с развитием христианской религии и наступлением эпохи средневековья началось засилье религиозного аскетизма, суеверия и невежества. В постоянных помыслах о спасении бессмертной души люди с презрением относились к своим «временным» телесным потребностям. Нагота тела признавалась грехом, как и все процедуры связанные с оголением считались дьявольским насаждением. В эпоху средневековья правила гигиены, забота о чистоте тела считались богопротивными грехами. Банная культура была забыта на многие поколения. Санитарные условия средневековья были ужасны, люди не мылись вообще. Европу захлестнули эпидемии, от чумы вымирали целые села и даже города. Массовые моры продолжались в плодь до 20 века, когда научно технический прогресс привел в каждый дом воду.
Из всей Европы не были подвержены эпидемиям холеры и чумы только Россия и Скандинавские страны, и объяснения этому одно, здесь остались центры чистоты и здоровья в виде паровой бани.
На Руси бани были известны еще в древности, причем им всегда придавали лечебно-оздоровительное значение. Паровые бани еще в уставе великого князя Владимира (966 г.) именовались как «заведения для немогущих». Во всех городах и селах России были свои парные бани, устраивавшиеся обычно при реках и ручьях. «Русский крестьянин — отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона— значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи». Баню любили не только простой люд, но и государственные и общественные деятели.
Русская парная баня была проста. В рубленной избе выделялось всего два помещения: предбанник и собственно баня, совмещающая в себе мыльное и парильное отделения. В парильне помещалась каменка — печь с наложенными камнями, или очаг.
Баня топилася «по-черному» и «по-белому». Бани по-черному вместо печи имела очаг и дым выпускают через парильню в открытые окна и двери. Сами бани были просты и часто вообще состояли из одного помещения, иногда к ним пристраивали холодные сенцы. После основательного разогрева каменки и окончания топки помещение проветривают, полки вычищали, стены окатывают водой, баню настаивали. Пар получали поддавая на разогретые камни. Бани по-черному считалась эталоном выдаче сухого мелкодисперстного пара
Баня по-белому уже имела печь дым из каменки отводится в трубу, атмосфера в парильной чисто воздушная и не требуется специального проветривания помещения и обмывки стен, кроме того, исключается пожароопасность. Бани по-белому уже строились с предбанниками, парную чаще стали выделять от помывочной, в более современных банях уже стали появляться комнаты отдыха, массажные, душевые, бассейны и другие условия.
Русская баня сыграла огромное значение в возрождении банного дела в Европе. Еще во времена Петра Первого, при его поездке по Европе, когда он учился корабельному делу, в каждом городе где он останавливался строились бани, которые еще потом долго функционировали бережно сохраняемые местным населением. Однако массовое строительство бань было в Европе было после Отечественной войны 1812 г. и русские войска в западноевропейские строили бани во Франции, Германии, Австрии. К распространению бань приложило руки и купечество, они везде строили бани где налаживались торговые связи благодаря этому русские парильни делались в Англии и даже в Америке.
Европейцы в серьез изучали действие бань на человека, так испанский врач Нуньес Риберо Санчес в своем трактате «О парных русских банях» писал, что по его мнению, главное преимущество русских бань состоит в том, что пар в русской бане нагнетается из каменки с раскаленных в ней камней, в отличие от римских и турецких бань, где пар идет от того, что поливают водой горячий пол, под которым проходят трубы.
Параллельно с русской баней развивалась финская сауна которую можно считать родной сестрой русской бани. И в финской сауне, и в русской бане греющий теплоноситель получают в одном и том же теплогенераторе, печи-каменке, с той же технологией получения пара. Сауна также почиталась финнами, как священное место, что сауна целебна для всех возрастов и ею может пользоваться каждый, кто способен до нее дойти. Представление наших соотечественников о том, что финская сауна – это высокотемпературные режимы с сухим воздухом были искажены из-за того, что к середине прошлого века банное дело в нашей стране было фактически забыто, а финны наладили первое производство стальных печей в начале на дровах, а потом и электрических и часто на них писали Сауна. Наша торговля активно приняла данный продукт и двинула в массы. Многие потребители, не зная как со стальными печами создавать банные режимы, и загоняли их за 100*С. Создалась своего рода новое движение приверженцев высокотемпературных режимов, которые и назвали «саунными» по-русски.
На востоке бани были не менее популярны, а в Японии они были возведены даже в культ, чистота тела считалась священной, а грязный человек получал не только порицание, но и наказание. Банные традиции передаются из поколение в поколение и приняли форму церимонии. Особо популярны в Японии водяные домашние (офуру) и общественные (сэнто) бани. «Парятся» в таких банях в горячей воде в деревянной бочке, предварительно до погружения тело тщательно вымывают. Принимающий ванну погружен в горячую воду (45 °С) по грудь, на голову надевается смоченная холодной водой шапочка. Японцы видят достоинство своей бани в том, что голова не подвергается воздействию жара. Они посещают офуру или сэнто часто, не реже чем через 2—3 дня.
Существуют у японцев и сухие бани - опилочная баня. В кедровые опилки добавляются лекарственные и ароматические травы. Опилочная смесь нагревается до 60 °С, человека укладывают в ванну и засыпают опилками оставляя открытой только голову, сеанс продолжается до 15 мин. Опилки впитывают выделяющийся пот, одновременно выделяя ароматические и стимулирующие деятельность кожных желез вещества.
Греческие бани
Переняв у Египтян банную культуру греки внесли изменения в устройство бань, после чего за ними утвердилась репутация могущественного терапевтического средства.
Прощай, немытая Россия!
Прощай, немытая Россия! Существует обширная литературоведческая дискуссия, о принадлежности этих строк перу Лермонтова.
Кубанская казачья баня
Культура казачьего банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества, она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани.
Римские термы
Соседство греков с другими странами привели к быстрому распространению бань, особенно в Римской империи.
Бани в Европе
Возрождение бань в Европе наступает уже в восьмом веке после завоевания ее арабами, они вновь принесли культуру восточной бани в покоренные страны.
Турецкая баня
Особенности древних бань Индии, Египта и Римских терм присущи нынешним турецким баням, пользующимся популярностью в народной среде и чаще называемыми хамамами.
Национальная русская баня
Банное искусство в России развивалось несколько иными путями, чем европейские и восточные бани.
Страницы:
История бани в живописи