Национальная русская баня
Банное искусство в России развивалось несколько иными путями, чем европейские и восточные бани. Особенное место среди всех видов бань занимает парная русская баня, которая представляет собой институт здорового и радостного очищения организма, который не имеет аналогов ни у одного народа мира. Поэтому мы говорим о национальной русской бане. Баня для русского человека всегда была средством, с помощью которого осуществлялся переход от трудовых будней к празднику, от забот к радостному настрою именовалось очистительной и животворящей русской парной баней. Именно в ней человек появлялся на свет, парился вместе с родителями в самый первый день своей жизни, заходил в неё в самом конце рабочей недели, перед праздниками, свадебной церемонией и часто перед окончанием свой жизненной дороги. Баней могли пользоваться все члены семьи. Её практически одинаково любили как взрослые, так и дети. Сходить попариться предлагали друзьям и родным.
Самым древним упоминанием о бане служит письменный труд Геродота. В начале 450 года до нашей эры им была описана привычка скифов умываться в шатре из войлока. Посередине шатра был установлен сосуд, в котором находилась вода. В этот сосуд бросали раскалённые до красна камни и парились. Также есть упоминание о банном ритуале новгородцев, который описан в «Повести временных лет». Поведал эту историю апостол Андрей: «Удивительное видел я в Славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся ... и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие ... и до того себя добьют, что едва слезут, ... обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, ... и этим совершают омовенье себе, а не мученье».

В баню русские люди шли с самого рождения. Роды принимали именно в бане, так как она являлась самым стерильным местом в крестьянской усадьбе. Парили детей веником тоже с ранних лет, и, обмывая теплой водой, говорили: «С гуся вода, с тебя худоба». А если говорить о красоте русских людей, то именно банные процедуры сыграли здесь огромную роль. Сначала они распаривались, потом натирали себя солью с мёдом, молоком, маслом. Волосы мыли ржаным хлебом и яйцом, а также обливались травяными отварами и квасом. Именно благодаря таким процедурам, иноземцы завидуют красоте русских женщин и здоровью русских богатырей.
«Заведения для не могущих»
В 1090 году монахи, которые являлись прихожанами Киево-Печерского монастыря, соорудили первую баню-лечебницу, состоящую из камней. Им удалось с помощью банных процедур вылечивать людей от различных заболеваний. Следуя их примеру, такие заведения стали открывать практически везде. Баня обладает целебными свойствами. Этот факт становился очевидным для большого числа людей. Медицина запада отмечала, что российские бани превосходят древние бани греков и римлян, и впоследствии турецкие. Русские бани лучше укрепляют здоровье и излечивают больше болезней: гипертонию, болезни сердца . Большого эффекта добивались в бане с применением трав получали пар с различными ароматами.
Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Есть мнение, что баню завезли от греков однако методы На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.
В «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором-монахом Киево-Печерского монастыря, есть документальные сведения о банях на Руси. Из фактов, содержащихся в книге «Повести временных лет» Нестора абсолютно ясно понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века.
Нестор описывает то, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр далее он зашёл далеко на север, туда, где сейчас находится современный Новгород. Там Андрей был поражён тем, что он увидел: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.
В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии стало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.
Многие источники указывают, что киевская княгиня в 945 году Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.
Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.
«И нет у них купален, но строят они дома из дерева, и заделывают щели его зеленоватым мхом. В одном углу делают очаг из камней, а в потолке дыру для выхода дыма. В доме всегда есть сосуды с водой, которой поливают накалённый очаг, и поднимается тогда горячий пар. И в руках у всех связки ветвей, которыми они махают вокруг тела, притягивая горячий воздух к себе. Потом поры на их теле открываются, и реки пота текут с них, а лица – радостные и счастливые» - вот что писал о древних славянах неизвестный арабский учёный-путешественник.
В летописях Х-ХII веков не редко встречаются упоминания о банях на Руси, но тем не менее в те далекие времена наши прародители называли их на свой лад: мовня, мовь, влазня, мыльня и др. В уставе князя Киевского и Новгородского Владимира, который был назван среди народа на Руси Красное Солнышко и ввёл в страну христианство, бани предназначались для немощных. Бани были в каком-то смысле лечебницами, скорее всего первыми на Руси. Примерно в тридцатые года XII века на Руси жила известная врачевательница и целительница по имени Евпраксия, которая была внучкой князя Владимира Мономаха. Она всегда была на стороне русской бани, так как считала, что она очень полезна для здоровья. Когда Евпраксие было 15 лет, она была выдана замуж за византийского царевича. По прибытии к мужу в Царьград, она с необыкновенной скоростью выучила греческий язык и прочитала подлинные сочинения великих врачевателей – Галена, Гиппократа и Асклепиада. По истечении времени, став хорошим врачом, она нашла и прочитала большое количество рецептов народной медицины. Также, Евпраксия всячески склоняла народ к поддержанию гигиены. Вот что она говорила о бане - «Баня предохраняет от болезни и делает тело крепче».
Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением... Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату... Закаляется с помощью своей огненной бани».
На рассвете XVII века учёный из Германии Адамус Алеариус (Олеарий) прибыл в Россию и оставил свое доказательство о выбившей его из колеи народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».
В книге «Рассказы о персидском путешествии» Алеариус пишет, что был потрясён оттого, что он увидел, когда он заглянул в окошко одной из общественных бань в Астрахани: и мужчины и женщины парились в одном помещении, и только несколько из них прикрывались вениками, остальные же чувствовали себя абсолютно спокойно.
Баня очень долго не была разделена на мужскую и женскую. В общественных банях все парились вместе, не обращая внимания на пол или возраст других. Первая попытка разделить мужчин и женщин была предпринята Иваном Грозным. Результатом этих событий было то, что монашкам и монахам было запрещено находиться в бане с представителями другого пола. Остальное же население Пскова по-прежнему продолжало париться вместе с противоположным полом и выбегать из бани. Иногда были попытки запретить совместное мытьё, но все попытки, без исключения, не имели успеха. Обычно в домашних банях мылись сразу целыми семьями, и женщины с мужчинами парились, конечно же, вместе. Но, с другой стороны, в общественных (торговых) парилках люди разных возрастов и пола точно так же парились вместе, но было небольшое отличие: женщины парились на одной стороне, мужчины - на другой. И только Екатерина II специальным указом приказала при постройке бань строить помещения для женщин отдельно, в которые было строжайше запрещено входить мальчикам, которым было больше семи лет. Но, как и следовало ожидать, и тут не обошлось без смягчения условий. Согласно указу, на женскую половину могли заходить врачи, художники, и их ученики, чтобы они постоянно могли улучшать своё мастерство и искусство с помощью живой натуры.
Общественные бани строятся на Руси уже очень давно. Скорее всего, первые из них, предназначенные для оздоровительных и лечебных целей, были построены при монастырях. К 1091 году епископ Ефрем, который в итоге стал - Киевский митрополит, приказал «создавать строение - банное врачево - и всех приходящих безвозмездно врачевать». В это же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий лечил больных с помощью мазей и бани. Согласно уставу монастыря, больных нужно было мыть в бане как минимум три раза в месяц. Монахи из Киево-Печерской лавры исследовали древние греческие трактаты, которые нашлись на Руси через некоторое время после византийских походов. Монахи пытались найти применение целебным свойствам воды и пара, описываемых греческими врачами, для лечения различных заболеваний. Баня была обязательным атрибутом в жизни русского человека, и хотя бы одна непременно была в каждом русском поселении, более того почти во всех домах была своя, отдельная баня. Постройка своей бани была разрешена всем, у кого хватает земли. В 1649 году был назначен указ, который предписывал «мыльни возводить на полых местах и на огородах, подальше от хором». Принадлежащие людям бани топились только по субботам, поэтому суббота считалась банным днём, в связи с чем по субботам не работали даже общественные бани.
При возведении Санкт-Петербурга, Пётр I всем разрешил строить в основанном городе бани, ничем себя не ограничивая, а также за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем, Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани и Петербурга. Посещение бани было очень дешёвым, это было сделано для того, чтобы любой желающий того человек, даже самый бедный, мог спокойно попариться без ущерба своему кошельку. В государственном архиве до сих пор есть любопытная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих предназначенных для лечения банях, которые назывались «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки.
Ближе к концу XIX века возведение бани, поддержание её в нормальном состоянии и ремонт было одной из многочисленных обязанностей крестьян, проживающих в каждой деревне.
Раньше было два вида русской бани: «чёрная», или курна, и«белая». Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.
«Чёрная» баня - самая древняя. В ней не было отверстия для выхода дыма, стены были чёрные от сажи, в связи с чем и появилось название. «Чёрная» баня – это, по сути, крошечная избушка из брёвен с очень низеньким потолком, разделённая на две маленькие комнатки. В одной комнате был предбанник, а во второй сама парилка. Обстановка в парной была более чем скромной: очага, полка и большая бочка с водой. Пол чаще всего укрывали соломой или ветками ели.
Потолок высотой был примерно полтора метра, один из углов был полностью занят очагом-каменкой, а другой дровами, предназначенных для растопки. Пока топился очаг и до того как баня была хорошо протоплена, дым уходил через баню в дверь. После того как все дрова сгорали, и весь дым выветривался, дверь закрывали, после чего баню нужно было «пропарить» вытереть все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, более того от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. После этого баня выстаивалась. После этого можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим. «Чёрная» баня была очень распространена от западных границ Руси до крайнего севера. Ее распространению способствовала налоговая политика государства изымающая налог с дыма, т.е с дымовой трубы. Тем ни менееПри новом строительстве семьёй баня возводилась в первую очередь, за счёт того, что в ней вполне можно было приютиться и того, что она очень просто строилась.
Потом появилась и «Белая» баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Печь в «белой» бане была трёхуровневой: самый нижний, пустой - поддувало, средний - очаг, в котором горели дрова, и верхний – гора больших камней. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили «белые» бани. Точно так же создавались и общественные бани. Различие между личными одно, это размер.
В период советской власти национальная русская баня не пользовалась поддержкой власти. Индивидуальные бани считались пережитком прошлого. Однако разруха, массовые заболевания тифом потребовали принятия санитарных и гигиенических мер. Были созданы санпропускники с раздельным входом и выходом, а потом на санитарные поезда с передвижными банями, а когда всё более-менее наладилось – на районную баню с душем и банно-прачечные комбинаты. Однако с новой бане присутствовала только мытейная функция. Именно в таком виде нам показывают в словарях середины пятидесятых годов понятие «баня». После войны общественные бани функционировали в первую очередь как гигиеническое учреждение.
Возрождение национальной русская бани стало возможным с возрождением традиций народа после падения советского строя. Специалисты банного дела стали восстанавливать не только русские банные традиции и принципы здоровья русского народа, но и множество обычаев, обрядов, верований. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. У бани даже есть собственный дух – «банник», который изображается крошечным старичком с длинными ногтями. По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». В бане, встречаются пять стихий: воздух, огонь, земля, вода и человек – поэтому она считается сильнейшей энергетической структурой подпитывающих здоровье и дух человека. Не зря ведь в древности в бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.
Похожие материалы: