Сообщений: 9207 Регистрация: 22.08.2012 |
Если начинать разговор. то нужно сначала уяснить корни Бани по Белому. Становление и определение произошло не на пустом месте, и не правы те кто говорит, что на юге бани никогда не было. Есть даже псевдо-историки доказывающие, что вообще в южных районах не мылись, а в Малороссии мылись в печи. Данные историки сами никогда видно в бане не мылись и не представляют как это мыться и париться в печи. А читая рукописи перепутали предлоги париться с Русской печью на париться в Русской печи. Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам. Используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки (бывали и такие) не всегда имели малую хату.
Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.
Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли - доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто - от того, что «дол» – означало «низ».
Печь в Малой хате – кабыца по форме и строению Русской печи, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.
Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.
Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.
Термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться, очищаться. Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту. Правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно.
Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием. Парились паровыми процедурами по причине того, что нагреть воду для омовения легче и проще распарить тело, чем нагреть воду для ванных процедур. Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.
Казаки высоко ценили баню. Принятая баня после тяжелого и напряженного дня приводит сначала к полному расслаблению организма, а затем полностью восстанавливает все жизненные силы. Улучшаются умственные возможности, мышцы освобождаются от тяжести, кишечник нормализует работу, проходят спазмы, восстанавливается тонус. В бане человек способен войти в состояние медитации и транса что говорит о том, что обстановка и душевное состояние человека вступают в резонанс и наступает полная гармония с природой. Омовение, оздоровление, лечение, очищение, релаксация, восстановление – это составляющие общего процесса гармонизации и сохранения цельности человеческого организма во всех отношениях, и все это относится к воздействию бани на человека. Банное искусство - это опыт, знания, традиции предков, где дело врачевания и сохранения здоровья, жизни человека природными средствами, которые исторически складывались долгие годы в мастерство и умение банного мастера, банщика, массажиста-парильщика и банного реабилитолога, которые на сегодняшний день мы открываем для себя по новому. Казачья баня выполняла все эти функции, в ней казаки мылись, выполняли бытовые работы в виде стирки, сушки трав, приготовления отваров, починки одежды и снаряжения и т.д. Но кроме этого в бане знахарничали, рожали, зачинали, костоправили, делали припарки, примочки, проминали (массажировали). Всеми этими приемами владело основное большинство казаков, это было обязательным и само собой разумеющимся в каждой семье, за исключением разве - знахарство, костоправство и ведание трав было не каждому дано. Если меня спросите, а куда делась баня с Кубани в наше время, то я вам расскажу краткую историю на примере моего рода. Мой дед по материнской линии был из казачьей семьи, где в роду были лекари и кузницы. Кузнечное дело спасло моего деда от раскулачивания в 30-е годы прошлого века. Кузнецы ценились при всех режимах. Профессия кузнеца позволила моему деду сохранить и баню (малую хату). Не секрет, что Советская власть стремилась уничтожить казачество как класс, и любыми средствами уничтожало не только казачий быт, но и самих казаков. Казаков семьями ссылали в Сибирь, отправляли работать на каналы, шахты, рудники, лесозаготовки. Неоднократно проводились продовольственные разверстки, выгребались все продуктовые припасы. Кубань от голодомора, похожего на Украине и в Поволжье, спасли только ее природные богатства – рыба и дичь.
В последующем вместе с продовольственным налогом был введен и налог на имущество, Которым было обложено все движимое и недвижимое имущество, в том числе куры, овцы, коровы, лошади, плодовые деревья, строения.
В такой ситуации «население» Кубани, так в советское время назывались казаки, поскольку по идейным соображениям пытались стереть историю казачества, дошли до полного обнищания. Люди, чтобы уменьшить налоговое бремя, стали резко сокращать поголовье скота, вырубать деревья, сносить постройки, без которых можно было обойтись в суровое время. Конечно, бани (вторая или малая хата) первыми попали под слом. Делали это под видом ветхости или под действием стихий. Многие строения были сделаны из самана или глинобитные мазанки и стоило повредить камышовую крышу, как зимние дожди полностью уничтожали строение даже за одну зиму. Мой дед как кузнец пользовался определенной льготой и сохранил баню, пользуясь ею до самой своей кончины (до 1976г). Вот таким образом в Советское время была уничтожена на Кубани одна из культурных традиций – казачья баня.
Сосланные в Сибирь казаки (раскулаченные), оставшиеся в живых, не имели таких ограничений по строительству бань и смогли сохранить данную традицию. Мне приходилось встречаться с внуками потомственных казаков, которые сейчас возвращаются на Кубань, так вот они говорят, что в Сибири стоят еще их дедами построенные бани, применяя традиции своих отцов. Получается, что Сибирь за годы советской власти оказалась фактически инкубатором, в котором сохранилась сама баня, заповедником банного искусства. И, несмотря на то, что большинство банных традиций было утеряно, сам дух банного дела, принцип паровой бани остался жить. В различных местностях помещения для банных процедур строили из различных материалов и с всевозможными различиями присущими традициям и привычкам которые вынесли казаки, переселяясь из тех или иных мест. Так в степной зоне строения строили из глины (саманные, глинобитные, мазанки). В лесной зоне ставили срубы, или дощатые обшитые горбылем. В горной местности были и помещения сложенные из камня.
То, что мы сейчас говорим о поддержании здорового образа жизни, для наших дедов было само собой разумеющееся. А здоровье начинается с чистоты тела, поэтому мылись казаки каждый день. И в обязанности детей входило натаскать воды из колодца или речки, хвороста или камыша, истопить кабыцу (печь) в «другой (малой) хате» и к приходу старших все было готово для мытья. В «теплом углу» за легкой перегородкой, отделяющей часть помещения, возле печи грелись, парились, омывались, обливались напарами трав, обертывались распаренным сеном, когда хвороба прицеплялась, растирали тело маслами, медом, прополисом, солью, разминали тело. Все эти процедуры подбирали в зависимости от состояния или от желания и во всех них каждый разбирался с детства.
Конечно, были хвори, которые были непонятны простому казаку и тогда шли к знахарю, травнику, костоправу, который или подбирал травы, или разминал тело, ставил суставы, читал заговоры и все это проходило чаще, после того как больного прогреют, распарят, расслабят. Для парения веники применяли не часто, их берегли, поскольку в округе было мало пригодных для этого деревьев. Веники заготавливали с дуба, клена, и применяли в торжественных случаях и по желанию, а чаще парили при помощи рушныка. Рушнык для этого замачивали в отваре трав, после этого выжимали. Влажным рушнком нагоняли паровоздушную смесь на парящегося, после чего нагретым рушником протирали тело, делали компрессы, обертывали. Цитата Ответить |